В последнее время в сети вновь активизировались так называемые «группы смерти». Как оградить ребенка от пагубного влияния злоумышленников, а также определить тревожные изменения в его поведении рассказывает педагог-психолог школы № 1232 Марина Владимировна Полякова.
В начале разговора она привела пример из жизни: «Женщина почти не контролирует себя: лицо в красных пятнах, шапка сбилась на затылок, челка прилипла к потному лбу. Она кричит в лицо сидящему сыну:
- Ты хотел меня убить! Ты, мой сын, хотел меня убить!
Рывком поворачивается к полицейскому: «Он хотел меня убить! Я прочитала на его странице. Они назначили ему время и приказали меня убить!».
Полицейский спокойным поставленным голосом приглашает женщину сесть и начинает заполнять протокол.
Мама зашла на страницу сына в соцсети и увидела переписку в группе, в которой подросток участвовал в игре – выполнял задания куратора, размещал фотоотчеты. Последнее задание она прочла несколько раз, протирая глаза: это была инструкция по ее уничтожению. После этого оставалось главное задание, к которому шел ее сын. Суицид.
Телефон стал спасением – мать позвонила в полицию и в школу.
Описываю так подробно эту историю, потому что была приглашена в полицию как эксперт. Все происходило на моих глазах».
Почему так происходит? Что заставляет подростков выбирать смерть вместо жизни? Что конкретно могут сделать взрослые, в первую очередь родители, чтобы выбор был другим – «море жизни» вместо «смерти в группе»?
- Подростки (от 12 лет и старше) – сложные люди. Они решают «задачи возраста» (есть такое понятие в возрастной психологии) – ищут себя, свое место в мире, в первую очередь, среди сверстников. Быть принятым в значимую для подростка группу сверстников – это успешное решение «задачи возраста». Быть в этой группе «звездой», лидером – сверх-успех! Не у всех получается. Есть подростки, которых сверстники отторгают, не пускают в свой круг общения.
Человек постепенно начинает погружаться все глубже в негативные чувства и состояния. Он, словно попадает на «темную сторону» жизни, где все мрачно, бессмысленно, безысходно.
Это «погружение» совершают также дети, которые имеют проблемы в отношениях с родителями. Парадокс: с одной стороны, они ниспровергают авторитеты родителей и других взрослых, учителей, например. С другой, испытывают острую потребность в безусловной родительской любви.
Многие родители говорят на консультации: «сын/дочь словно испытывает меня на прочность, доводит до срыва». И это – один из способов (подростки неосознанно это делают) вывести родителей на настоящие чувства. Они готовы к чему угодно – злости, обиде. Самое страшное для детей – равнодушие родителей.
Очень глубоко в душе подростки хотят услышать «слова любви». Звучат примерно так: «Несмотря ни на что, вопреки всему я не перестаю тебя любить». Но не слышат. Вместо этого – негативные эмоции родных людей и бесполезные воспитательные беседы.
Итак, подросток не решает главную задачу возраста – быть принятым в реальной группе сверстников. Кроме того, он не получает в этой «обломной» ситуации поддержки и понимания родителей. Он в изоляции, один, с мрачными мыслями и тяжелыми чувствами.
И тогда он «выходит» из жесткой реальности в интернет. В том же бессознательном поиске себя, своего места в мире. В поиске ответов на вопросы, которые его мучают: есть ли вообще смысл в такой жизни, в которой я никем не принят, никому не нужен и не важен?
С это места – внимание! Здесь его ждут. Он находит «своих». Кибер-сеть «ловцов душ» плотно соткана, эстетически и содержательно «заточена» под одиночек, недолюбленных, преданных, затравленных, униженных, непонятых…
Символика, цвета, слоганы, посты, хэштеги составлены и исполнены со знанием особенностей психики таких подростков и молодых людей.
Главное послание: неуместное восхищение смертью. Все в этих группах, начиная с цвета, обслуживает эту идею.
Дальше подросток вовлекается в игру с обязательным прохождением этапов-заданий – такая постепенная подводка к суициду.
Расскажите о тревожных сигналах, по которым можно предположить, что подросток, вероятно, вступил в одну из таких групп.
- Ребенок становится резко послушным или отрешенным, возможно агрессивным, говорит о конечности своей жизни. Изменяется распорядок дня (ранние подъемы 4.20, подросток вялый и депрессивный, не высыпается). Странные рисунки: киты, бабочки, единороги - символы суицидальных групп.
Кроме того, ребенок может сменить пароль на своем смартфоне, ноутбуке, компьютере, закрыть доступ к страницам в социальных сетях. На его страницах также может появиться так называемый «счетчик жизни».
Как не допустить вступления ребенка в группу и последующего вовлечения в ее деятельность?
- Любить. Безусловно. Говорить ему об этом. Не умеете – идите к психологу, учитесь на мастер-классах, отрабатывайте навыки на тренинге эффективной коммуникации с ребенком. Звучит наукообразно, работает стопроцентно!
Ищите, раскрывайте способности ребенка. Не бойтесь большого количества кружков, секций, студий. Там всегда реальные люди, среди которых те, кто по-настоящему может увлечь вашего ребенка своим мастерством, личностью.
Увеличьте время на ваше общение с ребенком. Улучшайте качество этого общения – от стандартных вопросов «Как в школе? Что получил?» - к разговорам о важном для вашего ребенка. Напоминаю: это его вопросы о смысле жизни, проблемы его значимости, уникальности, его отношений с приятелями, одноклассниками, его романтические чувства.
Что делать в случае, если ребенок все-таки, по мнению родителей, попал под негативное влияние подобных групп?
- Необходимо оперативно проверить его соцсети. Также следует обратиться за помощью к специалистам – психологу, психиатру. Звоните на горячую линию «Дети онлайн» 8- 800-250-00-15. Здесь профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет с 9.00 до 18.00 по рабочим дням, время московское, www.detionline.com.
Стоит отметить, что в 2017 году был осужден администратор одной из «групп смерти» Филипп Будейкин (известен под ником Филипп Лис). Он получил почти 3,5 года колонии-поселения.