Начальник Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах рассказал, какими качествами должны обладать спасатели и как они участвуют в борьбе с коронавирусной инфекцией.
19 мая отмечают 145-летие со дня организации Московской службы спасения на водных объектах. Ее история начинается в 1875 году, когда был образован Московский округ Общества подаяния помощи при кораблекрушениях, в дальнейшем переименованный в Московский округ Императорского российского общества спасания на водах.
Первый спасательный приют (так тогда называли станции) на Москве-реке появился у Москворецкого моста в 1877 году, а к 1900-му в городе насчитывались уже 11 спасательных станций и 72 поста. С тех пор название организации неоднократно менялось. Сегодня спасением граждан занимается Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах (МГПСС).
В Западном административном округе пять поисково-спасательных станций:
- ПСС «Фили» - первоначально создана в 1895 как летняя станция около села Хорошово, современная станция образована в 1957 году;
- ПСС «Ленинские горы» - 11 июля 1896 года открыта летняя спасательная станция при Воробьёвых горах;
- ПСС «Кунцево» - спасательный пост образован в 1899 году;
- ПСС «Рублево» - в 1899 году открыт спасательный пост;
- ПСС «Мещерская» - образована в 1970 году, новое здание построено в 2008 году.
О принципах работы спасателей и планах на будущее mos.ru рассказал начальник службы Сергей Ежов. Он уже 11 лет следит за безопасностью москвичей на водных объектах.
Вся моя сознательная жизнь связана с водой. В 1972 году я поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и в течение 35 лет служил в Военно-морском флоте, из них девять лет был командиром атомного подводного ракетного крейсера на Северном флоте. Положительный опыт военной службы и флотские принципы работы стараюсь внести в спасательное дело - Сергей Ежов, начальник Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах (МГПСС).
«Мы работаем в круглосуточном режиме. Дежурные смены немедленно реагируют на происшествия на водных объектах и приступают к проведению аварийно-спасательных работ. При поступлении сигнала о спасательной тревоге по нормативам уже через 30 секунд дежурная смена должна выйти на катере к месту происшествия», — поясняет Сергей Ежов.
Сергей Ежов рассказывает, что за 145 лет работа службы, разумеется, существенно изменилась. Сегодня в распоряжении спасателей 180 единиц техники, среди них современные быстроходные катера, суда на воздушной подушке, гидроциклы и надувные моторные лодки. На вооружении МГПСС состоят четыре подвижных спасательных поста, которые обеспечивают поисково-спасательные и профилактические работы на удаленных объектах.
В мае прошлого года у спасателей появилась беспилотная авиационная система. Она помогает проводить мониторинг водных объектов и пожароопасной обстановки вблизи водоемов. С ее помощью аварийно-спасательные службы могут более оперативно реагировать на происшествия. И, конечно, беспилотники помогают обнаружить угрозу жизни и здоровью людей — при необходимости они могут даже доставить первичные средства спасения, например, жилеты, терпящим бедствие на воде.
Помощь городу в борьбе с коронавирусом .
С введением режима повышенной готовности у сотрудников службы появились новые задачи. С 27 марта спасатели ежедневно дежурят в аэропортах Жуковский и Шереметьево.
«В апреле наша беспилотная авиационная система использовалась для мониторинга пожарной безопасности при строительстве новой инфекционной больницы в поселении Вороновском (ТиНАО), предназначенной для пациентов с коронавирусной инфекцией», — уточняет Сергей Ежов.
Кроме того, развернут оперативный штаб МГПСС по недопущению распространения COVID-19. Часть сотрудников из управления переведены на удаленную работу, а спасатели совместно с полицией патрулируют береговую линию и принимают меры по соблюдению горожанами введенных ограничений.
Несмотря на режим самоизоляции, происшествия на воде все-таки случаются. «Небольшое снижение есть, но работы у нас от этого не уменьшается. В этом году сотрудники МГПСС уже спасли более десятка человек», — добавил Сергей Ежов.
О планах и перспективах.
В 2020 году запланировано открытие 25-й поисково-спасательной станции.
Кроме того, в этом году начнется возведение современных станций на месте старых.
Самое сложное и главное в работе спасателя на воде — не допустить травм и гибели людей. Несмотря на технический прогресс, развитие информационных технологий и появление компьютерных систем, заменить спасателей не сможет никто.
Сергей Ежов рассказывает, что желающих работать в службе много — у них редко бывают вакансии. Причем берут далеко не всех: чтобы получить статус спасателя, необходимо пройти соответствующие испытания и подготовку. Кроме того, каждые три года проводится обязательная аттестация.
«Спасатели должны обладать крепким здоровьем, быть в хорошей физической форме, выносливыми, психологически подготовленными. Прежде чем принимать человека на работу, мы проводим много испытаний и проверок. От работы спасателей зависит жизнь и здоровье людей», — говорит начальник МГПСС.
Свободное от службы время спасатели стараются проводить с семьей и близкими — предпочитают тихий отдых, чтобы можно было расслабиться эмоционально и физически. Это позволяет заступать на смену в полной боевой готовности.